Коммунальная страна

Низкая эффективность отечественной сферы ЖКХ оборачивается крупными финансовыми потерями, как для бюджета страны, так и для финансов граждан. Что поможет изменить ситуацию, сейчас обсуждают во всех эшелонах власти.

Энергозатраты и финансовые потери

Выступая на «круглом столе» по энергосбережения в ЖКХ первый заместитель главы комитета Совфеда по региональной политике Аркадий Чернецкий заявил, что ежегодные потери в сфере ЖКХ только по причине неэффективной работы энерго- и теплосетей могут достигать 600 млрд рублей. Такие потери, по мнению чиновника, обусловлены, прежде всего, износом теплосетей и всего жилого фонда в целом.  В некоторых случаях изношенность теплосетей доходит  до 70%. Из 353 тысяч километров систем водоснабжения в России более 160  тысяч нуждаются в срочной замене. При этом затраты на отопление единицы площади в России в 3 раза превышают те же показатели в Европе. Чиновники видят решение проблемы в изменении нормативной базы и корректировке требований к энергоэффективности зданий, а также введении более строгого учета потребления. Однако Аркадий Чернецкий признал, что установка счетчиков на воду в квартирах россиян ожидаемого результата не дала. «Надо обеспечить долгосрочное тарифное регулирование,  шире использовать энергосберегающие технологии», — заключил чиновник.

Аварийность и капремонт как признак времени

Ищут пути решения проблем ЖКХ и в других ведомствах. Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, выступая перед представителями Совета Федерации, назвал проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые необходимо решить, чтобы повысить эффективность отрасли. Так основной задачей была определена необходимость детальной проработки и  целевой поддержки реализации программ по переселению жильцов аварийных домов в срок до 1 сентября 2017 г.

«К сожалению, целый ряд регионов испытывает большие проблемы с организацией финансирования переселения по аварийному жилью и нужна целевая система поддержки через дотации на сбалансированность», — заявил Юрий Росляк.

Еще один важный шаг, по словам аудитора,  — это применение системы нормативных смет к работам по капитальному ремонту, которые производятся за счет граждан. «Это должен быть механизм защиты со стороны государства для тех средств, которые люди в сложных условиях собирают для проведения капремонта»,- подчеркнул он. Однако, было отмечено, что сегодня не сформировано не только единое представление о стоимости таких работ, но и не определен обязательный набор работ, проводимых в ходе капремонта.

«Гражданам России должны быть предложены соответствующие инструменты и механизмы дополнительного проведения работ, которые в результате позволили бы не только продлить срок эксплуатации жилья, но и снизить уровень коммунальных платежей в этом жилье. Это касается и вопросов энергоэффективности зданий и вопросов замены лифтов и более сложного технологического оборудования», — заметил Юрий Росляк.

Кто управлять будет?

Вопрос ремонта всегда был актуален в нашей стране, актуален он и сейчас. Многие собственники и наниматели жилья сталкиваются с проблемами во взаимодействии с управляющими компаниями и подрядчиками, выполняющими работы по ремонту. Для того, чтобы обезопасить граждан и сделать рынок ЖКХ прозрачным в июле 2014 года Госдума приняла закон о регистрации управляющих компаний в государственной информационной система (ГИС ЖКХ). Эта мера обязательна для  органов власти и профессиональных участников рынка. Сейчас система работает в тестовом режиме, а с 1 июля 2016 года заработает в полную силу. На проходящем в Москве «кругом столе» по проблемам ЖКХ замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев сообщил, что на сегодняшний день в ГИС ЖКХ уже зарегистрировано более 32 тысяч организаций по всей стране и около трех тысяч управляющих компаний не смогли пройти регистрацию.

Комментарии