Государство и частные инвесторы: игра на равных

Государственно-частное партнерство становится все более обсуждаемой формой развития поселений в России. Все чаще власти предлагают возведение инфраструктурных и социальных объектов, дорог и мостов на условии концессионных соглашений. Выгодно ли это строителям и охотно ли идут инвесторы на сделки с государством.

В условиях кризиса бизнес и государство всегда ищет взаимопомощи. В самые сложные времена для возведения крупных социально значимых объектов власти, не имея достаточно средств в бюджете, привлекали частных инвесторов. Так было после Первой мировой, так было в 50-е годы, когда страна восставала из пепла, такую практику стараются восстановить и сейчас.

Дорожная карта

Самый распространенный сектор государственно-частного партнерства – это строительство магистральных дорог. Такие договоры становятся основой более 60 процентов дорожного строительства за пределами нашей страны. ГЧП в автодорожной сфере взяли на вооружение европейские страны еще в 50 годах прошлого века, когда активно восстанавливались разбитые войной дороги. Сегодня такая практика позволяет в кратчайшие сроки создавать магистральные развязки и крупные транспортные узла в Бразилии, Восточной Европе и Китае.  Ежегодно ГЧП привлекает в дорожный сектор порядка 20 млрд евро.

В нашей стране привлечение частных инвестиций в развитие дорожного хозяйства должно повлечь решение множества технических, транспортных и финансовых задач. Примером тому может стать привлечение инвестиций компании МЕГА к строительству нового моста через реку Кубань. Такой проект требует не только больших финансовых вложений, сложных технических расчетов, но и тщательного согласования и обсуждения на уровне общественности.

Однако примеры удачной реализации ГЧП в сфере дорожного строительства у нас уже есть. Так при строительстве головного участка скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург госфинансирование составило всего порядка 23 млрд рублей при общей стоимости проекта в 60 миллиардов.

Еще одна проблема любой формы государственно-частного партнерства – механизмы четкой отчетности и технологии современного управления. Если раньше государство строило объекты за свой счет и, зачастую, практически бесконтрольно могло списывать средства на переделки одного и того же участка дороги каждый год, то в условиях ГЧП такие схемы не работают.

Распределение рисков

Одной из наиболее распространенных и выгодных для инвестора форм ГЧП является концессионное соглашение. Концессия предполагает обязанность инвестора за свой счет построить или реконструировать тот или иной объект, а также содержать его в обмен на возможность в течение определенного срока владеть им, а также получать доход с его эксплуатации.

Концессия – это не только способ экономии средств бюджета, но и распределение рисков между участниками соглашения. Большинство проектов ГЧП предполагают господдержку, банковское финансирование и средства инвестора. Такой баланс минимизирует риски каждого из участников соглашения, позволяет сокращать сроки окупаемости проекта и стабилизирует тарифную политику за счет государственного участия. Привлеченные средства концессионера гарантируют качество проводимых им работ, так как вложенные деньги не вернутся при разрыве соглашения. Банки в свою очередь контролируют эффективность расходования средство всех участников на каждом этапе.

Качество и инновации

Во всех странах, где активно используются механизмы государственно-частного партнерства, одним из критериев выбора такого метода возведения задний для государства является качество. Дело в том, что концессионер заинтересован в долгосрочном использовании объектов и их высоком уровне. Только высококачественные строения будут приносить нужный доход и не потребуют дополнительных вложений на ремонт и переделки, а, следовательно, такой проект быстрее окупится и принесет строителю ожидаемую прибыль. Кроме того в интересах инвестора сократить затраты на строительство и дальнейшую эксплуатацию объекта, потому зачастую концессионеры используют самые последние разработки инновационные технологии при реализации проектов. В этом основа механизма концессии – чем ниже издержки, тем выше доходы концессионера.

Социальные дивиденды

Сегодня государство видит большие перспективы в использовании концессионных соглашений для развития социальной и транспортной инфраструктуры и первые результаты уже есть. По всей стране застройщики, участвующие в комплексном освоении территорий возводят медицинские и образовательные учреждения на условиях концессии. Такие проекты выгодны всем сторонам: муниципалитеты получают готовые объекты, способные сократить очереди в детский сад или загруженность поликлиник, застройщики – инфраструктуру в шаговой доступности. Однако, говорить о мировом уровне использования ГЧП в нашей стране еще рано, во многом это проблема законодательства и нежелание инвесторов рисковать, ведь принятый в 2005 году ФЗ №115 . «О концессионных соглашениях» постоянно меняется– сейчас действует уже тринадцатая его редакция.

Комментарии